Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Глобус»
Вы хотите запомнить сайт «Глобус»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Как и чему учились цыганские дети в СССР

развернуть

В раннем СССР предпринимались попытки всерьез заняться образованием цыган. И они принесли свои плоды, среди народа появилась прослойка интеллигенции, поэты, писатели, композиторы. Издавались даже специальные журналы для цыган. Но с 1933 года против них начались репрессии, и о дальнейшей интеграции в общество на время пришлось забыть. Народ рома массово стал возвращаться к кочевой жизни.

Как и чему учились цыганские дети в СССР

Цыгане с высшим образованием – кем они были

Как и чему учились цыганские дети в СССР

Этому в школе не научат (Картина Н. Бессонова, художника и цыганолога)./Фото: f8.ifotki.info

Цыганская интеллигенция в городах не исчезла и в трудные годы гонений – до позднего социализма и оттепели 60-х. Было много писателей, поэтов, артистов, музыкантов – певцов, виртуозов-исполнителей, дирижеров. Многие из них получали хорошее образование в консерваториях, технических и педагогических вузах.

В первые годы советской власти появилось много цыганских литераторов и педагогов с институтским образованием: переводчик и поэт Александр Германо, драматург и поэт, член Союза писателей Николай Саткевич и другие. Они преподавали в первых цыганских школах, создавали литературные журналы, издавали книги. Стоит вспомнить, что цыганская интеллигенция первых лет советской власти получала среднее образование в царской России, обычно в гимназиях, которые были для них совершенно доступны. Да и к высшему образованию не было преград.

Но так было в городах, а в таборных поселках по-прежнему не была ликвидирована неграмотность среди детей и взрослых. Самые упорные цыгане получали образование и становились значимыми в культуре страны не благодаря, а вопреки организации школьного образования.

Спецшколашкола для детей рома – необходимость или сегрегация

Как и чему учились цыганские дети в СССР

И все же в местах постоянных таборных поселений открываются отделения для цыганских детей при обычных школах. Но изолированное обучение исключало детей из общения со сверстниками других национальностей, делало почти невозможным получение профессионального и высшего образования. Это признавали и сами цыгане: матери не хотели замкнутого обучения своих детей, считая, что сохранить свой язык можно и дома.

Проблем совместного образования тоже было немало: цыганские малыши не ходили в детский сад, подготовки к обучению на русском языке не имели. То же самое происходило и в национальных школах союзных республик. Мало где удавалось организовать специальную подготовку первоклассников, а ведь для младших детей любой язык, кроме родного, был иностранным. Не хватало и преподавателей, нужны были специальные азбуки для наглядного объяснения слов, непонятных не только по написанию, но и звучанию. На помощь малышам приходили их мамы, которые сидели за партами и терпеливо переводили каждое слово учительницы. Но уже ко второму классу смышленые дети подтягивались к остальным и часто учились не хуже других.

Для женщин-цыганок главным делом традиционно считалось воспитание детей, поэтому они охотно сопровождали своих чад в школы: ждали окончания занятий, следили, чтобы их не обижали, или какая-то неприятность с ними не случилась. Чужие привычки и нравы пугали, заставляли следить за соблюдением строгих правил в одежде и поведении своих малышей. Отстранить цыганскую мамашу от присмотра за своими детьми часто было равносильно исключению из школы ребенка. Разработкой учебных программ занимаются все больше, но школ и учителей все равно не хватает, неграмотность в среде рома растет.

В создании школ в таборных поселках принимали участие старейшины. Например, в Тюмени была открыта школа на средства цыганского «барона» в его же доме. Он сам нанял учителей, закупил парты, учебники – и три года содержал все, пока местные власти не взяли часть расходов на себя.

Все трудности в организации обучения детей из цыганских поселений приводили к тому, что специальные школы часто считали единственным выходом. Родители же справедливо считали такое разделение обидным, писали жалобы или просто переставали посылать детей в школы.

Другим препятствием к получению образования была бедность большого числа семей: одежда, особенно теплая, портфели, ручки – все было проблемой. Да и администрации школ чаще всего не стремились принимать детей из табора, отказывая семьям под предлогом нехватки мест или отсутствия прописки по месту жительства.

Обязательно образование по-цыгански и много ли знал счастливый обладатель аттестата

Как и чему учились цыганские дети в СССР

Цыганские школьники, учившиеся в общих классах без подготовки, отставали от сверстников – языковой барьер преодолевали не сразу. В дальнейшем общение налаживалось, а школьные науки наверстывались хуже. С введением обязательного среднего образования требовалось привлечь в школу всех детей. Легче учиться от этого цыганам не стало, но теперь появлялись новые стимулы хотя бы к посещению: без присутствия на занятиях не принимали в самодеятельные театры, танцевальные кружки, хоры.

Артистичные и музыкальные дети и подростки приходили отбыть обязательную повинность и радостно убегали петь и плясать. Появились аттестованные восьмиклассники, читающие по слогам. Особых неудобств они не испытывали. Если состоятельная цыганская семья готовила ребенка – обычно мальчика – к дальнейшей учебе, ему нанимали учителей дополнительно, не полагаясь на школьные знания.

Другим препятствием к обучению были традиционные ранние браки – с 13 лет не только девочек выдавали замуж, часто и мальчики женились, едва закончив начальную школу. После третьего или четвертого класса цыганских девочек почти не оставалось, тогда как любознательные мальчики часто учились, даже женившись.

И тут тоже старейшины (бароны) часто убеждали детей учиться, а родителей – отдавать их в школы и помогать. Пришло понимание, что устроиться на мало-мальски приличную работу необразованные не могут. А традиционные цыганские уменья все реже давали возможность выбиться из нищеты.

Город мастеров и цыганская столица Сороки

Как и чему учились цыганские дети в СССР

Молдавские Сороки назвали цыганской столицей за видный и посещаемый туристами поселок на холме с домами-дворцами. Зажиточных цыган в позднее советское время было много, как и вообще в республике. Здесь дети рома учились в школах дольше, богатые родители-цыгане не всегда отдавали замуж дочерей в детском возрасте. И дома для себя и наследников строили с размахом – дворцы, соборы, театры. Цыганское население больше 3% не составляло и в те времена, но было заметным благодаря живописному поселку.

Здесь много строили, отделывали дома причудливыми фигурами, узорными решетками и куполами. Кузнецы и музыканты были не единственными специалистами, которым находились занятия. Женщины хорошо зарабатывали виртуозным гаданием, были даже свои гиды.

Как и чему учились цыганские дети в СССР

Сегодня работы стало мало, гаданиям не верят, дома понемногу ветшают. Молодежь уезжает на заработки – в Россию и другие страны. Но туристы все еще ездят в живописный старинный городок над Днестром.

Как и чему учились цыганские дети в СССР

Источник →

Ключевые слова: Книги, позитив, СССР, школа
Опубликовано 10.10.2018 в 14:30
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Татьяна Бирюкова (Терешко)
Татьяна Бирюкова (Терешко) 10 октября, в 16:26 У нас в школе цыганят много было. Как правило, девчонки учились неплохо и замуж (начало 80х) их никто в детстве уже не выдавал- все заканчивали хотя бы по 8 классов, а вот пацаны-цыгане совершенно необучаемый народ. Всё дело в семейной вседозволенности- пацаны там традиционно были не приучены хоть как то справляться со своими хотелками.
Текст скрыт развернуть
1
Отари Хидирбегишвили
Отари Хидирбегишвили 10 октября, в 18:05 (Часть-1).Мало кто знает ,что настырные большевики в виртуальной  попытке сделать всех людей равными и мечтавшие , чтобы все люди жили одинаково , решили превратить цыган в примерных колхозников. К сожалению , представителей древнего народа так и не удалось сделать образцовыми землепашцами и животноводами, однако  судьбы многих цыган были искалечены.Любопытно , почему все-таки же из этой очередной бредовой затеи ничего не вышло?Известный историк Николай Бессонов в своей работе «Цыгане в России: принудительное оседание» писал, что вопреки большевистской пропаганде все этнические группы кочевников негативно восприняли рабоче-крестьянскую революцию. Коммунисты не нашли общего языка с цыганами, хоть и не считали их классовыми врагами. Вообще, идея всеобщего равенства плохо соотносится с менталитетом этого народа, который считает, что быть богатым и иметь много золота – это однозначно хорошо. После революции собственность многих зажиточных цыган была национализирована, а певцы и музыканты лишились клиентуры в лице дворян и купцов. Обнищавшее население страны почти ничего не покупало у лудильщиков и кузнецов, а также у других мастеров. И гадание на суженого стало интересовать девушек гораздо меньше, чем продуктовые карточки. Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 года, в стране насчитали 61 тысячу цыган. Хотя большинство специалистов полагают, что далеко не все представители данного народа попались на глаза сотрудникам статистической службы. А многие назвались греками, румынами, молдаванами, венграми и т.п. Эти люди издавна не доверяют властям, опасаясь преследований. Поэтому определить точное количество цыган, живущих в том или ином регионе, довольно сложно. Попытка изменить народ Цыганский табор не может постоянно находиться на одном месте. Традиционный образ жизни этого народа основан на регулярных переездах из города в город, торговле и других промыслах. Первую попытку превратить кочевников в оседлых жителей власти СССР предприняли в 1926 году, когда союзное правительство издало постановление «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни». А еще через два года вышло постановление «О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни». Доктор исторических наук Надежда Деметер считает, что советское правительство поначалу не планировало как-то притеснять представителей кочевого народа. Партийные боссы полагали, что достаточно предоставить цыганам возможность осесть на земле, и они изменятся сами собой. Тем более что никаких репрессивных мер к не желавшим становиться колхозниками и работниками трудовых артелей вышеназванные нормативные документы советского правительства не предполагали. В конце 20-х – первой половине 30-х годов ХХ века по всему СССР были созданы 52 цыганских колхоза. Каждой семье, пожелавшей иметь постоянное место жительства, выделялись земельные наделы и от 500 до 1000 рублей субсидий для обзаведения подсобным хозяйством. Тогда многие взяли деньги, но продолжили вести кочевой образ жизни. И лишь не более 5% цыган на деле стали колхозниками. Например, на землях Талицкого сельсовета Липецкой области была организована сельскохозяйственная артель «Лолы чергэн» («Красная звезда»), в которую вошли около 50 работников. Однако, по воспоминаниям местных жителей, сами цыгане не трудились на полях. Для этого они нанимали жителей окрестных деревень. Собранный урожай колхозники государству не сдавали, а делили поровну на всех. Вышестоящее партийное руководство смотрело на это сквозь пальцы ! 
Текст скрыт развернуть
0
Отари Хидирбегишвили
Отари Хидирбегишвили 10 октября, в 18:09 (Часть-2).По мнению многих специалистов, главной ошибкой советской номенклатуры было то, что не были учтены особенности менталитета цыган и их склонность к определенным традиционным промыслам. Эти люди вовсе не были против труда. Они умели работать: выращивать лошадей, ковать садовый и огородный инвентарь, лудить и паять, заниматься другими ремеслами, а также торговать. Просто следовало правильно использовать цыганский потенциал, направить их энергию в нужное русло. В некоторых регионах приказ сверху о коллективизации представителей этого народа местные власти поняли буквально. Людей насильно записывали в колхозы, отбирали их лошадей. Впрочем, цыганские колхозы просуществовали лишь до Великой Отечественной войны. После нее советское правительство признало этот эксперимент неудачным.
Как и многие народы СССР, цыгане тоже пострадали от репрессий 30-х годов ХХ века. И хотя формально их наказывали не за образ жизни, обвинения часто были связаны с традициями этого народа. Так, к длительным срокам заключения с конфискацией всего имущества были приговорены ленинградские лудильщики. Их осудили за незаконную торговлю иностранной валютой. Дело в том, что осужденные принадлежали к этнической группе кэлдэрары, представители которой весь полученный доход обращают в золото. Из поколения в поколения в семьях лудильщиков копились монеты разных стран из драгоценного металла. Женщины этой этнической группы традиционно носят украшения, сделанные из таких монет, чтобы подчеркнуть свой достаток.
Некоторые цыгане до сих пор уверены, что большинство уголовных дел против них были сфабрикованы с одной целью – конфисковать золото. По словам историка Николая Бессонова, с 23 июня по 3 июля 1932 года МВД СССР организовало облавы на всех, кого правоохранительные органы считали неблагонадежными гражданами. Крупные города – Москва, Ленинград, Минск, Одесса, Харьков, Киев – «очистили» от цыган. Около 5,5 тысячи человек были сосланы в Сибирь и на север Урала. Облавы прошли также во всех регионах Центральной России, в Молдавии, Крыму, на Украине. Вот как поступили с теми, кто не пожелал стать колхозниками. Конечно, арестовали далеко не всех цыган, большинству удалось избежать репрессий, но это еще одна из причин, почему представители древнего народа не доверяют властям.
Правительство СССР вернулось к решению цыганского вопроса в 1956 году, когда было принято постановление «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Как отмечает доктор исторических наук Надежда Деметер, именно этот документ реально заставил всех советских цыган перейти к оседлой жизни. Потому что в отличие от предыдущих постановлений в нем были четко прописаны карательные санкции: до пяти лет ссылки за отказ выполнять указания правительства. И хотя странствующих цыган можно было встретить еще долго, они уже не вели исконный кочевой образ жизни. У всех этих людей появились паспорта и прописка. Впрочем, в 50-е годы ХХ века исчезли экономические предпосылки для многих традиционных видов заработка цыган. Изделия кустарей не находили спроса из-за развития промышленного производства, на смену лошадям пришли машины и тракторы, дефицита тех или иных товаров тоже уже не наблюдалось. Ремесленничество, коневодство и торговля перестали приносить былые доходы.
Конечно, далеко не все местные власти были рады цыганам, пожелавшим осесть в их вотчине. Многие чиновники не хотели выделять землю, прописывать и трудоустраивать этих людей, так как были убеждены, что цыгане все равно не будут работать. Но руководство страны настояло на своем. 11 января 1958 года министр внутренних дел СССР Николай Дудоров направил в правительство и ЦК КПСС секретную записку, в которой отрапортовал о результатах проделанной работы. В течение 1957 года милиционеры поставили на регистрационный учет почти 71 тысячу цыган, большинство из них были прописаны и трудоустроены. А 305 человек отправили в ссылку за отказ добровольно перейти к оседлой жизни!!!



Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии

Кизил Баши
николай левин
Отари Хидирбегишвили
Красота!
Отари Хидирбегишвили Красивейшие мечети османских султанов в Стамбуле
николай левин
Владислав Малиновский
Гертруда Карловна
александр пасечник
товарищ Хо
Борис Осипов
Система системе рознь...
Борис Осипов Почему хлопать в самолете — бред
Андрей Пв
Экологичный!
Андрей Пв Отель на солнечных батареях в арктическом климате